Как оценить результаты SEO-продвижения
Из-за того, что некоторые важные каналы продвижения стали доступны в нашей стране только по VPN, бизнесы начали осваивать (старые) новые инструменты: Telegram, Вконтакте, Яндекс.Дзен и даже Rutube. Но один инструмент всё же остался прежним и никуда не делся — продвижение в поисковых системах, или SEO. Более того, он опять стал одним из самых популярных. SEO уже давно пророчили «умереть нельзя выжить». Но только не в 2022-м. SEO — это всегда игра вдолгую, требующая терпения. И результаты SEO-продвижения никогда не появляются сразу же на следующий день, как это делает, например, контекстная реклама. Казалось бы, только запустили рекламное объявление утром, а днем уже получили десять звонков и три заказа. В SEO всё не так: разгоняется подольше, но результат потом приносит даже тогда, когда усилий особенных и бюджетов уже вроде бы не тратишь. Когда же ждать результатов от SEO-продвижения: через неделю, месяц или три месяца? Как оценивать? И можно ли верить специалистам и агентствам, которые обещают, что спустя месяц поисковая оптимизация принесет бизнесу в три раза больше клиентов, чем было до её запуска? Разбирается редакция бизнес-блога Exiterra.
Каким должен быть результат SEO-продвижения
SEO (Search Engine Optimization) — это комплекс действий, направленных на то, чтобы какой-то конкретный сайт был в ТОПе поисковой выдачи Яндекс или Google по целевым поисковым запросам пользователей. ТОПом считается первая страница поисковика. Попасть в ТОП-10 — главная цель SEO-продвижения и, следовательно специалистов, которые продвигают ваш сайт методами SEO. В качестве результата SEO часто используют другие связанные метрики: трафик из поисковых систем, заказы (лиды) из поисковых систем. Трафик и лиды — легче измерить, а все три метрики, очевидно связаны между собой: выше позиция сайта по запросам — больше трафик, а следовательно и больше лидов. Например, у нас есть запрос «заказать пиццу с салями в москве». Вбиваем его в поиск Яндекса и система выдает вот такой результат: Это первая страница поисковика. И, скорее всего, человек, который вбил такой запрос, перейдет на какой-то из этих сайтов. Всего их на первой странице 10 полюс несколько рекламных. пользователь проскроллит вниз первой страницы, но вряд ли перейдет на вторую (<2%) и уж точно маловероятно посетит третью (<0.3%). Чтобы оказаться на первой странице поисковика SEO-оптимизатору нужно комплексно работать с сайтом: грамотно использовать в текстах страниц поисковые фразы, следить за конверсией сайта, юзабилити, коммерческими и поведенческими факторами ранжирования — что нужно еще делать, чтобы получить SEO-результаты, мы рассказали в этой статье. В целом поисковая оптимизация и продвижение сайта — слаженная работа, направленная на результат от SEO, целой команды специалистов: маркетолог, веб-мастер, программист, копирайтер и, конечно, SEO-оптимизатор. Итак, сделаем первый вывод. Результатами SEO являются:
- Позиции сайта в ТОП-10 поисковых систем.
- Трафик из поисковых систем по целевым поисковым запросам.
- Заказы (лиды) от SEO-продвижения сайта из поисковых систем.
Как оценить результаты SEO-продвижения
Допустим, вы обратились в маркетинговое агентство за поисковым продвижением или наняли специалиста в штат. Он пообещал, что через месяц вы обязательно увидите изменения в лучшую сторону. Так ли это? Предлагаем проверить. Вот небольшой список пунктов, по которым можно понять, работает ли SEO-продвижение вашего сайта:
-
Проверьте в Яндекс.Метрике, растет ли трафик из поисковых систем. Это количество переходов на ваш сайт по поисковым запросам. Посмотреть можно во вкладке «Отчеты» — «Источники» — «Поисковые системы».
Пример результата SEO-продвижения сайта за 5 месяцев
- Заполнение формы заказа на сайте.
- Оплата заказа.
- Подписка на рассылку.
- Заявка на телефонный звонок.
Войдите в Яндекс.Метрику и во вкладке «Отчеты» — «Источники» — «Поисковые системы» выберите нужную цель. Если видно, что целевой трафик по целям растет, значит, приходящие посетители — целевая аудитория.
Если во втором случае поисковик предлагает ваш сайт на первой странице, это значит, что результаты SEO-продвижения отличные!
Конверсия = Лиды/ Трафик с поисковых систем * 100%
Например, в мае 2022-го благодаря поисковой оптимизации сайта вы получили 100 лидов. Трафик с поисковых систем — это количество переходов на сайт с поиска. Например, их было 60 000. Таким образом получаем такую конверсию: 100/60 000 * 100%= 0.16%.
Стоимость лида = Бюджет на SEO/ количество лидов
Допустим, если вы заплатили SEO-агентству в мае 2022 за работу 30 тысяч рублей и при этом получили 50 лидов, это значит, что каждый лид обошелся вам в 600 рублей.
Этот показатель ROI для SEO — возврат инвестиций в канал продвижения. Ранее мы публиковали калькулятор расчета ROI для оценки результативности SEO.
Сравните, как стал вести себя посетитель на сайте до и после старта работ по SEO:
- Сколько времени он проводит на сайте.
- Уходит ли без каких-то действий.
- Переходит ли он на другие страницы сайта — глубина просмотра.
- Куда кликает и что ему интереснее всего.
- Возвращается ли на сайт в другое время или дни.
- Добавляет ли сайт в закладки.
Это поведенческие факторы и по ним можно понять, приносит ли результаты SEO-продвижение.
SEO не приносит результат? Как это определить
Часто бывает, что агентство или seo-оптимизатор предоставляет красивые отчеты и докладывает об успехах в продвижении, Однако вы не видите результатов по описанным выше показателям. Ранее мы писали — можете пройти несложный тест.
Расскажем, как убедительно продемонстрировать вашему подрядчику, что SEO не дает результат, а то что он считает результатом вас не устраивает!?
Для этого берем все предыдущие пункты и разбираем эффективность каждого в разрезе какого-то конкретного времени. Например, через три месяца после старта работ по поисковой оптимизации уже должны быть заметные результаты.
SEO не приносит результат и не работает, если:
- Трафик не растет или остается на том же уровне.
- Количество лидов остается прежним или даже уменьшается.
- Небрендовый трафик не растет. По большинству запросов ваш сайт все еще не на первой странице поиска.
- Цена лида слишком высока и не оправдывает вложений в SEO-продвижение.
- Показатель отказов на сайте такой же или выше, чем до внедрения поисковой оптимизации.
- Посетители вроде бы приходят на сайт пачками, но ничего не делают: не заказывают, не оставляют контакты, не заполняют бриф и не скачивают бесплатные «плюшки», которые вы предлагаете.
- Количество пользователей, которые возвращаются на сайт, уменьшается.
Существует ли SEO с гарантией результата
В SEO результат достигается в течение нескольких месяцев: 3-6 месяцев для несложных тематик, и 6-12 месяцев для конкурентных рынков и городов-миллионников.
Не стоит требовать от специалиста мгновенных результатов, например, через месяц. А вот спустя три месяца и тем более полгода конечно же можно.
Например, наше агентство Exiterra,com гарантирует именно такие сроки:
- Первые результаты от SEO клиент агентства ощущает уже спустя 3-4 месяца после обращения к нам.
- В ТОП-10 поисковиков клиент попадает через 8-9 месяцев.
- Дальше задача специалистов Exiterra — удержаться бренду в этом ТОПе и войти в ТОП-3. Но для этого работа по оптимизации должна быть беспрерывной.
Гарантия результатов SEO заключается же в прогрессивной оплате за наши услуги — базовая абонентская плата, плюс премия за результат на выбор: позиции сайта в ТОП, трафик, лиды.
Все задачи и цели клиента прописываем в договоре. Например вам необходимо: вывести сайт в ТОП-3 поиска Яндекс за 9 месяцев продвижения — именно так и зафиксируем в договоре.
По каждому этапу продвижения команда Exiterra готовит подробный отчет и предоставляет его клиенту регулярно. Например, каждую неделю, две недели, месяц или три месяца. Узнайте больше о стоимости и тарифах на SEO, а вот тут можно посмотреть примеры и результаты SEO-продвижения сайтов клиентов агентства.
Оцениваем результаты продвижения сайта
У многих представителей бизнеса, столкнувшихся с необходимостью продвижения сайта, возникает вполне логичный вопрос: «А как вообще увидеть результат?». Ведь любой Заказчик, выделяя бюджет, хочет быть уверенным, что его деньги не уходят напрасно, а Исполнитель оказывает услугу должным образом.
Необходимо понимать, что под продвижением веб-сайта чаще всего понимаются: контекстная реклама и поисковая оптимизация сайта. Использование данных инструментов интернет-продвижения имеет свои отличительные особенности и, соответственно, должны иметь различные подходы к оценке эффективности.
Оценка результата продвижения сайта с помощью контекстной рекламы
Рекламные кампании в системах «Яндекс Директ» и «Google Adwords» являются одним из ключевых способов продвижения сайтов в интернете и ими пользуются большинство бизнесов. Практически нет ниш, в которых данный способ не был бы актуален.
Для полноценной оценки эффективности очень важно, чтобы были настроены системы аналитики. Существует множество метрик эффективности рекламных кампаний, самыми ключевыми из которых являются:
- количество кликов;
- показатель отказов;
- глубина просмотра;
- средняя продолжительность визита;
- конверсии.
Кроме того, обращать внимание стоит и на стоимостные оценки — средняя цена клика и стоимость одной конверсии. Для объективной оценки очень важно, чтобы была настроена атрибуция, позволяющая учитывать многократное взаимодействие с посетителями. Это объясняется тем, что при выборе поставщика товара или услуги, люди не всегда сразу принимают решения. В некоторых нишах для принятия решения о сотрудничестве может потребоваться множество визитов на веб-сайт представителя бизнеса. Если не учитывать данную особенность при оценке эффективности рекламных кампаний, можно получить значительные расхождения в показателях конверсии.
Подобная оценка эффективности должна осуществляться не только для рекламных кампаний на поиске, но и в сетях «Яндекса» и «Гугла», т.к. они так же играют значимую роль для бизнеса, а в некоторых нишах и вовсе являются ключевыми. При оценке рекламы в сетях стоит уделить внимание и площадкам (сайтам), на которых показываются ваши рекламные объявления.
При представлении интересов бизнеса в нескольких регионах оценку эффективности нужно производить в отдельности для каждого. Грубая ошибка — смешать всю статистику в единую, т.к. это может значительно искажать факты и не отражать действительную ситуацию.
Анализируя показатели, стоит обращать внимание не на абсолютные числовые значения, а на относительные, отражающие динамику и изменение тенденции в течение определенного периода времени.
Оценка результата продвижения сайта с помощью поисковой оптимизации (SEO)
Основное назначение поисковой оптимизации сайта заключается в привлечении как можно большего количества целевого трафика. Недостаточно просто «нагнать» интернет-пользователей на веб-сайт. Важно, чтобы в посетителях сайта был смысл, и они способствовали достижению поставленных бизнес целей: рост продаж, установка мобильных приложений, регистрация на веб-портале и т.п.
Любой специалист по поисковой оптимизации скажет, что данный процесс долгий и может достигать от 3 месяцев до 1 года. При этом работа должна производиться постоянно, что выливается естественным образом в финансовые вложения со стороны Заказчика на протяжении всего этапа.
Как же контролировать работу по поисковой оптимизации? Аналогично оценки эффективности продвижения сайта с помощью контекстной рекламы. Акцент стоит уделить динамике и тенденциям в показателях систем аналитики. Несмотря на значительную длительность работ по SEO, при грамотном подходе со стороны Исполнителя, положительные изменения можно замечать уже после первого месяца сотрудничества. Выражаться это будет в росте трафика (посещаемости), увеличению глубины просмотра и сокращении процента отказов (если специалист по поисковой оптимизации уделяет внимание анализу юзабилити веб-ресурса), увеличению среднего времени на сайте. Обратить внимание стоит и на индекс качества (ИКС), отображающийся на панели «Вебмастера».
При оценке эффективности поискового продвижения через системы аналитики стоит выделить только данные о посещении из поиска («Яндекс» и «Google»).
Другие важные изменения в показателях заключаются в позициях в результатах естественной поисковой выдачи. При работе над сайтом они должны постепенно улучшаться в лучшую сторону (хотя возможны и скачки в позициях, носящие временный характер: замена контента, переезд на другой хостинг, подключение SSL-сертификата и др.). Оценку нужно производить по всем ключевым запросам семантического ядра.
Если у представителя бизнеса возникает необходимость узнать, на что идут выделяемые средства на SEO-продвижение, всегда можно запросить детализацию. Обычно стоимость складывается из почасовой оплаты работы различных специалистов (верстальщика, программиста, дизайнера, «SEOшника»), заказа уникального контента на сайт (статей, инфографики), покупки внешних ссылок. В данную смету можно внести также использование различных независимых сервисов аналитики (например, «Topvisor»). В зависимости от специфики проекта могут добавляться и другие элементы расходов.
Что ещё необходимо сделать для оценки эффективности продвижения сайта
Вне зависимости от способа продвижения сайта, всегда стоит учитывать фактор сезонности и колебания спроса. Бывает, что изменение динамики в сторону уменьшения свидетельствует о снижении качества работы. На показатели могут влиять внешние факторы, обнаружить которые можно, просто взглянув на статистику запросов в поиске. Для этого существуют такие сервисы, как «Yandex Wordstat» и «Google Trends».
Выявив колебания спроса и сопоставив их с данными систем аналитики, можно дать объективную оценку эффективности продвижения веб-ресурса.
Источник https://exiterra.ru/blog/prodvizhenie-sajta/kak-otsenit-rezultaty-seo-prodvizheniya/
Источник https://akiwa.ru/blog/otsenivaem-rezultaty-prodvizheniya-sayta/